Судьба дагестанцев Кыргызстана

  • Седагет Керимова
  • 30.11.2023

СТАТЬЯ II

 

Встречаясь с нашими соотечественниками в Кыргызстане, с теми, кого волны истории забросили далеко от родной земли, я все отчетливее осознаю масштабы сталинских репрессий, массовых депортаций, носивших внесудебный и принудительный характер.

Среди народов, кого постигла эта участь, оказались поляки, немцы, чеченцы, карачаевцы и другие. Однако, долгие годы от нас скрывали, что такая же судьба постигла в те годы и огромное количество дагестанцев. Ознакомившись с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, принятым 21 мая 1936 года (№911-150 сс) «О переселении кулацких хозяйств из Дагестана и Чечено-Ингушской области», на основании которого несколько тысяч человек были высланы в Среднюю Азию, я была потрясена до глубины души. Когда мне пришлось узнать о депортации лезгин, аварцев, даргинцев, агульцев и представителей других дагестанских народов, о том, как все это происходило, от осознания масштабов жестокости, я долго не могла прийти в себя.  Да, в те далекие годы депортировали всех, кто якобы подрывал основы советского строя. Не щадили никого, ни малых детей, ни стариков. Так, в 1936-году загрузив в товарный поезд в Дербенте, людей отправили в неизвестность. Спустя 15 суток они оказались в безлюдных степях Кыргызстана, где обитали только змеи, черепахи и ящерицы.

Холод, голод, страх. Плач детей. Стоны больных и стариков. Начинается настоящая борьба за выживание. Чтобы спастись, люди голыми руками роют землянки. Гордые жители страны гор и не догадываются, что их привезли в долину смерти на верную гибель.

Статус спецпереселенцев был снят с наших соотечественников в 1946 году. Лишь в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений с народов, высланных в 1936 году. С того времени началась новая жизнь дагестанцев Кыргызстана. Они стали уверенно интегрироваться в жизнь республики.

Старое поколение еще хранит в своей памяти горькие воспоминания своих отцов и матерей о том, как в спецпосёлках изо всех сил пытались выжить спецпереселенцы. Как они работали под конвоем и осваивали земли, оживляли степи, строили дороги, сажали деревья вдоль сельских дорог. Как теряли своих близких. Как люди умирали от холода, туберкулеза, истощения. Боль, которую пришлось им пережить в те страшные годы, лишь затихла со временем, притупилась, но не была забыта.

Долина Чуйской области, куда в суровые 30-е годы были депортированы наши соотечественники, сегодня считается одним из красивейших уголков Кыргызстана. Здесь простираются самые плодородные земли республики. Дагестанцы буквально превратили его в зеленый рай. Сейчас, в одном только Сокулукском районе, компактно проживают более 15 тысяч дагестанцев. Они гордятся тем, что в каждой пяди этой земли есть их труд, пот и кровь. Их руками были созданы поселки Жаны-жер, Жаны-Пахта, Нижне-Чуйск, 9-й хутор, 20-й хутор, Карла Маркса. Суровые условия депортации, общая боль сблизили этих людей. Дружеские, даже скорее братские отношения они берегут как зеницу ока. Видимо, именно за такую сплоченность всех их в Кыргызстане и считают представителями одной нации – дагестанцами.

В селе Комсомольское я встретилась с единственным живым свидетелем депортации дагестанцев в Кыргызстан – 93-х летним Рамазаном Исаевым. Он мне рассказал, что когда их семья была выслана из села Хуредж Хивского района, ему было 6 лет. Рамазан халу с горечью вспомнил те далекие годы, которые нанесли ему неизлечимые душевные раны.

Горькие воспоминания живут в памяти каждого взрослого дагестанца этой республики. Как объяснил нам житель города Манас Халид Халидов, который до выхода на пенсию работал на солидных должностях в правительстве республики, отпустить прошлое, забыть пережитое очень трудно. Эту нестерпимую боль он унаследовал от своих предков из села Кири Курахского района, которые прошли через такую историческую несправедливость.

В Жаны-Жерском айыльном совете живут аварцы, даргинцы, акушинцы, агульцы, табасаранцы и другие представители дагестанских народов. Люди старшего и среднего возраста прекрасно говорят на родных языках. Общеобразовательные школы здесь привлекают внимание большим количеством учащихся. Например, в Манасской школе 15 первых классов. Интересно, что многие дети посещают и медресе, где девочки и мальчики занимаются в отдельных классах.

В школе, которая находится в центре Жаны-Жер, учатся представители 19 народов Дагестана. Именно здесь меня - гостью из Азербайджана, ждал приятный сюрприз – интересная встреча. Дети представили нам замечательную программу из песен, стихов и танцев. Особенно приятно было получить от детей подарки, сделанные их руками.

Памятник героям, павшим в боях Великой Отечественной войны, воздвигнут в центральном парке Жаны-Жер. Среди них есть и наши соотечественники. Ведь дагестанцы в 1941 году, несмотря на большую обиду на Советскую власть, отправились как все защищать родину. Многие так и не вернулись с фронта, навсегда оставшись на полях сражений.

Любовь к спорту у дагестанцев особая  – многие занимаются единоборствами, отдавая дань традициям. Поэтому в  спорткомплекс, построенный в 20-ом хуторе, со всех концов Сокулукского района приезжает заниматься молодежь. Спорткомплекс был построен Председателем Общественного объединения Ассоциация народов Дагестана “Садака” Шамилем Муртазалиевым.

В селе Чолпон проживают лезгины. Здесь бок о бок живут свыше 60 семей, которым дороги традиции их отцов и дедов. На родном языке здесь говорят не только взрослые, но и дети. Услышав о моем приезде, перед мечетью сразу собрались десятки женщин, тут же завязалась живая беседа. С присущим сельчанам гостеприимством Эрзи Джамалова позвала нас к себе в гости. Тоска по родине вдруг вырвалась наружу с лезгинскими народными песнями, которые запела Шахселем Герейханова.

В строительстве Атбашинского канала, который проходит через заселенные дагестанцами поселки, принимали участие и наши соотечественники. Чтобы привести живительную воду реки Чу в эту долину, люди десятков национальностей трудились в самых суровых условиях.

 

Начиная с 30-х годов прошлого столетия при строительстве этого канала длиной почти в 100 километров, погибли по разным данным до 100 000 человек. Минимум 10 000 из них были дагестанцами. Это настоящее кладбище народов. Тела людей, не вынесших тяжелого труда и голода, предавались земле здесь же, вдоль канала.

9-й хутор один из самых больших населенных пунктов, где проживают лезгины, табасаранцы и агульцы. Семьи у них в большинстве своем многодетные. Одно удовольствие, проходя по улицам села, то и дело отвечать на улыбчивые приветствия детей. Оказывается, начиная с раннего возраста, их здесь учат здороваться на улице с взрослыми, неважно знакомый это, или просто прохожий.

Трудолюбию жителей сел, где проживают дагестанцы, можно только позавидовать. Все они опытные земледельцы и животноводы, государством всем жителям сельских местностей выделены земельные участки. Среди них немало преуспевающих фермеров, многие с высшим образованием. Нередко инженеры, врачи, учителя, не найдя подходящую работу не унывают, а полностью отдают себя сельскому хозяйству.

 Село привлекает внимание добротными домами. Радуют глаз фруктовые сады и палисадники, утопающие в цветах. В местных магазинах не продается спиртное. Его просто некому продавать. Ведь здесь почти нет пьющих. Большинство дагестанцев здесь верующие. ЗАГС здесь носит условный характер, а вот никях при создании семей обязателен. В каждом селе есть мечеть.

Предки Асана Гасангусенова родом из села Кукваз Курахского района. Он педагог по профессии, после выхода на пенсию служит имамом мечети. Имам рассказывает, что за долгие годы обособленной жизни дагестанцам удалось сохранить свой язык, свою идентичность. Но, к сожалению, в последние годы во многих семьях новое поколение перестало говорить на родном языке. Современная жизнь начинает вытеснять из обихода некоторые народные обычаи и традиции.  Например, раньше во всех дворах хутора были специальные печи «хьар» для выпечки традиционного лезгинского хлеба. Сейчас же она встречается всё реже.

Судьба лезгинки Зумрият Резахановой оказалась не менее тяжелой, чем судьба её предков. Ее жизнь – это ежедневные подвиги. Мать троих здоровых детей, после рождения своих сиамских близняшек Зиты и Гиты, всю себя посвятила им. Она сделала все возможное и невозможное, чтобы состоялась операция по разделению сестер. Когда девочкам исполнилось 11 лет, мир вздрогнул от новости, что российские врачи благополучно сделали то, на что врачи других стран не решались. Затем было несколько операций по реабилитации двух детей-инвалидов. Вот так, вся жизнь в больницах. Но Зумрият удалось поставить на ноги и Зиту, и Гиту, дать им образование, научить их жить самостоятельно, передвигаться без помощи, хоть и на костылях. В 2015 году семья потеряла одну из сестер – Зиту, а в прошлом году и главу семейства – Рашида, который на протяжении всех этих лет был надежной опорой для Зумрият и детей. Мать продолжает бороться за жизнь Гиты, которую ждет ещё не одна операция.

Невозможно не восхищаться силой воли этой самоотверженной женщины с огромным сердцем, которая создала «Центр для детей-инвалидов имени Зиты и Гиты» и делает столько всего для блага других детей с ограниченными физическими возможностями.

Хочу особо отметить, что без поддержки большой, дружной семьи Резахановых моя поездка в Кыргызстан не стала бы такой душевной, такой интересной, а может и не состоялась бы вовсе. Зумрият приютила меня в своем доме в 9-ом хуторе. Она вместе со своим сыном Ахмедом создала все условия для моей работы. Эти семь дней были незабываемыми. Четверо сыновей Ахмеда обожают просто свою бабушку, ну а для снохи Барфины Зумрият как родная мать.

Во время поездки я ознакомилась с книгой памяти жертв политических репрессий народов Дагестана, изданной по инициативе общественного объединения «Садака». В нее включены данные всех репрессированных. Список охватывает жителей 20-ти районов, а это говорит о том, что география репрессий в Дагестане была действительно обширной. Поэтому, мы не имеем права забывать прошлое. Историю нельзя замалчивать, о ней надо говорить во всеуслышание, включать материалы о ее черных страницах в учебники.

Покидаю я Кыргызстан с добрыми воспоминаниями о своих земляках – прекрасных, гостеприимных и мужественных дагестанцах разных национальностей, которые, несмотря на тяготы судьбы выстояли, более того, сохранили свою идентичность, не забыли родной язык, традиции и обычаи, полюбили страну, которая раскрыла им свои объятия. Кыргызстан стал домом для них, а они – благодарными детьми своей новой родины.

Популяр макъалаяр

Лезгияр

  • Седакъет Керимова, Муьзеффер Меликмамедов
  • 27.01.2023

ЯРАН СУВАР

  • Седакъет Керимова
  • 14.03.2023