Часть I
Одна из моих излюбленных тем – это очерки о лезгинских диаспорах в разных концах земли. В моем сердце глубокий след оставили десятки встреч с нашими соотечественниками вдалеке от родины. Ни с чем не могу сравнить эмоции, которые охватывают меня во время таких встреч. В такие моменты испытываешь одновременно и чувство гордости, и безграничную горечь. В Кыргызстане я испытала такие же чувства. Признаться, к этой поездке я готовилась без малого десять лет, и с нетерпением ждала осуществления своей давней мечты.
Столкнувшись однажды в архиве с документом о депортации дагестанцев в 1936 году советским режимом, я была потрясена до глубины души. Конечно, к тому времени я уже многое знала о депортации из родных мест немцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев и других народов, так как об этом было написано множество материалов, сняты документальные фильмы. Каждый раз знакомясь с новыми фактами у меня сжималось сердце от осознания масштабов жестокости и несправедливости. В те далекие годы под лозунгом раскулачивания целые семьи, села, иногда даже автономии подвергались насильственному переселению. Однако среди большого числа таких публикаций не встречалось ни единого упоминания о том, что такая же участь настигла в те годы и огромное количество дагестанцев.
Узнав о депортации в Кыргызстан лезгин, табасаранцев, агульцев, аварцев, акушинцев и представителей других дагестанских народов, о том, как в голых кыргызских степях наши соотечественники боролись за выживание, я загорелась желанием поближе познакомиться с этими людьми. Ведь несмотря на все тяготы судьбы они выстояли, более того, сохранили свою идентичность, не забыли родной язык, традиции и обычаи.
10 лет назад, на моем юбилейном вечере, проходившем в Азербайджанской Государственной Филармонии в городе Баку, одним из гостей был известный юрист из Бишкека Али Касимов. Когда он на чистом лезгинском языке поздравил меня со сцены, передав привет от лезгин Кыргызстана, зал взорвался аплодисментами, азербайджанские лезгины тепло выражали свою солидарность с соотечественниками.
На следующий день Али Османович посетил редакцию газеты “Самур” и передал мне воспоминания своего отца Османа, пережившего суровый период депортации. Это был рассказ очевидца, которому пришлось все тяготы того времени пронести через собственную судьбу. Когда я опубликовала эту статью под названием “Горький урок истории” на страницах нашей газеты, мы получили десятки откликов от читателей, потрясенных его судьбой. Позже я познакомилась и с двумя дочерьми Али Османовича – Набат и Сакинат, работавшими в то время в Баку.
Совсем недавно в Махачкале, на форуме соотечественников, мне посчастливилось узнать героическую женщину, посвятившую жизнь своим и чужим детям-инвалидам – мать сиамских близнецов Зиты и Гиты Зумрият Резаханову. Узнав о том, что я давно мечтаю снять фильм о дагестанцах Кыргызстана, она посоветовала мне не откладывать это дело в долгий ящик. Именно благодаря ей я, наконец, решилась на путешествие, которое продлилось с 15-го по 22-е октября 2023 года. Всю неделю я прожила в доме этой невероятной женщины, с ее замечательной семьей.
Чуйская область находится на севере республики Кыргызстан. Здесь проживают этнические дагестанцы, потомки наших земляков, раскулаченных и депортированных в 1936 году. Населяют они в основном Сокулукский район. Живут в населенных пунктах Жаны-Жер, Жаны Пахта, 9-й и 20-й хутор, поселок Карла Маркса, Нижний Чуйск, село Чолпон и др.
9-й Хутор – это один из самых больших населенных пунктов, где проживают лезгины, табасаранцы, агульцы. В селе Чолпон проживают только лезгины. 20-й Хутор преимущественно населяют даргинцы, Жаны-Жер – аварцы, даргинцы, акушинцы, агульцы, табасаранцы и другие представители дагестанских народов. Дагестанцы старшего и среднего возраста прекрасно говорят на родных языках, табасаранцы и агульцы помимо родного языка свободно владеют и лезгинским языком.
Суровые условия депортации, общая боль сблизили всех дагестанцев. Эти дружеские, даже скорее братские отношения они берегут как зеницу ока. Видимо, именно за такую сплоченность в Кыргызстане всех их и считают представителями одного народа, называя дагестанцами.
Трудолюбию кыргызстанских дагестанцев можно только позавидовать. Сельское хозяйство здесь главный источник жизни. Все они земледельцы и животноводы, у всех свои земельные участки. Сажают здесь в основном пшеницу и рожь, выращивают кукурузу, капусту, перец, свеклу. Очень развито скотоводство, овцеводство и птицеводство. Многие имеют свою сельхозтехнику. Среди наших земляков немало преуспевающих фермеров. Многие с высшим образованием. Инженеры, врачи, учителя, не найдя подходящую государственную работу не унывают, а полностью отдают себя сельскому хозяйству. Благодаря усилиям дагестанцев Чуйская область сегодня считается одним из самых богатых мест с плодородными землями. А ведь в далекие 30 годы эти места были голыми степями, где водились лишь змеи, ящерицы и черепахи. Дагестанцы превратили область в зеленый рай, который радует сегодня всех.
В 1936 году брошенным на произвол судьбы в эти степи дагестанцам пришлось рыть себе землянки, чтобы выжить. Их заставляли работать в суровых условиях под конвоем. Они рыли каналы, сажали растения.
Когда началась Великая Отечественная война, многие дагестанцы несмотря на большую обиду на Советскую власть, отправились защищать родину. Многие так и не вернулись с фронта, навсегда оставшись на полях сражений.
После разоблачения сталинизма началась новая жизнь дагестанцев Кыргызстана. Они уверенно интегрировались в жизнь республики, сотни молодых людей поступали в ВУЗы, устраивались на государственную службу. Сейчас среди ученых, юристов, врачей, архитекторов, инженеров, предпринимателей страны много известных дагестанцев.
Дома дагестанцев в Чуйской области добротные, со всеми условиями. От прежних хуторов остались лишь горькие воспоминания. Многие возвели себе новые дома на месте старых. Радуют глаз их плодородные сады и цветники.
Дагестанцев связывает в первую очередь вера – 99% дагестанской общины верующие люди. В магазинах не продается спиртное, здесь почти нет пьющих. В селах женщины преимущественно ходят в хиджабе. В каждом селе есть мечеть, куда на молитву ходят мужчины. Все дети учатся в светских школах, но многие из них посещают и медресе, где девочки и мальчики занимаются в отдельных классах.
Раньше свадьбы проходили традиционно – дома, по народным обычаям. В последние годы некоторые семьи предпочитают проводить их в ресторанах или кафе.
Любовь к спорту у дагестанцев особая – многие занимаются единоборствами, отдавая дань традициям. Среди них есть и чемпионы, прославившие Кыргызстан на международных турнирах.
Я была поражена тем, насколько красиво здесь танцуют Лезгинку. Оказывается, большинство детей занимается в танцевальных кружках, где они постигают азы этого искусства.
Детей начиная с раннего возраста здесь учат здороваться на улице с взрослыми. Было так необычно и приятно отвечать на улыбчивые приветствия детей разных возрастов через каждые несколько минут. Стоит отдельно отметить тот факт, что семьи здесь в большинстве своем многодетные. Одно удовольствие находиться в селах, где отовсюду доносится детский смех, где в каждом доме живет большая, дружная семья, где все друг другу опора и поддержка.
Не обошлась поездка и без горьких минут. За два дня до моего отъезда в селе произошла страшная авария. Молодой житель 9-го хутора не по своей вине сбил на машине двух женщин средних лет из соседнего села. К сожалению, обе женщины погибли. В одночасье в 9-м хуторе собрались сотни сельчан. Все вместе они отправились в 20-й хутор к семьям погибших, чтобы выразить свои соболезнования и просить прощения за случившееся. Прибывших встречали так же, всем селом: родственники, соседи, простые односельчане пострадавших семей. На все извинения прибывших потерпевшая сторона отвечала словами «на все воля Аллаха». Гостей просили не беспокоиться, и даже выражали свою озабоченность состоянием молодого человека, совершившего аварию. Дело не стали передавать в органы, вопрос решили мирно, более того, пострадавшие наотрез отказались от материальной помощи. «Мы ведь одна семья – дагестанцы», – говорили они.