Вспоминать старое и создавать новое

  • Гусен ШАХПАЗОВ
  • 27.12.2024

   За последние годы в масштабных интернет-баталиях сломано немало копий в горячих спорах о том, какой должна быть лезгинская музыкальная культура, что в ней исконное, а что нет, и по какому пути она должна идти дальше. Много говорится о том, что лезгинскую музыку пора очистить от наносного, «восточного», необходимо вернуться к родному ритму лезгинки. Как в эстрадной/свадебной музыке, так и в той, которая сейчас чаще всего преподносится как народная лезгинская музыка, в большинстве случаев превалируют ритмы «востока», характерные для персидской, турецкой, индийской музыкальной культуры. Многие с этим соглашаются, в том числе и профессиональные музыканты. Но дальше обсуждений дело, к сожалению, идет редко.
   Есть, конечно, и исключения. Пожалуй, самое главное из них – творчество замечательного коллектива «Сувар» из Баку, созданного выдающимся деятелем лезгинской культуры Седагет Керимовой. Пожалуй, если попробовать вспомнить качественную, красивую, профессионально записанную, при этом по-настоящему лезгинскую (основанную на исконных мотивах и ритмах) музыку, написанную за последние десятилетия – то в первую очередь все мы назовем именно вдохновенное творчество Седагет Керимовой и ее воспитанников (Джавахир Абдуловой, Решада Ибрагимова , Руслана Пирвердиева (светлая ему память), Эльвины Гейдаровой,  Розы Гаджимурадовой, Джамили Заловой, Ахмеда Курбанова и других).
   И вот, не так давно представители московской лезгинской общины имели возможность побывать на примечательном мероприятии, проходившем в стенах Библиотеки иностранной литературы имени М.И.Рудомино в рамках всероссийской культурно-просветительской акции «Ночь искусств». У него было очень яркое название – «Возрождая душу» – и весьма оригинальный формат, который был сформулирован как «лекция-концерт».
Главный зал библиотеки, вмещающий больше двухсот зрителей, был практически полон. Примечательно то, что около трети зрителей составили постоянные посетители библиотеки, то есть не имеющие отношения к лезгинской общине люди, кто просто увидел объявление и заинтересовались. Как нам сообщили позже сотрудники библиотеки, в их практике это было первое национальное мероприятие, вызвавшее подобный интерес. 
Мероприятие провела общественный деятель, музыкант, педагог Сурия Фейзуллаевна (Мамедова) при поддержке Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и Всероссийской библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино. 
   Сурия выступала сразу в нескольких ролях – она была и ведущей мероприятия, и рассказчиком, и вокалистом.
На компактной, но очень уютной сцене (молодежь бы, вероятно, назвала ее «ламповой») разместился целый оркестр.
   Гармонь – Расим Бакаров, барабан – Мухамеднур Султанов, заслуженный артист РД, фортепиано - Антон Свиридов, саксофон – Максим Исаев, виолончель - Ольга Крайнова, гитара - Алексей Парфенюк, бас-гитара - Даниил Смирнов, ударные - Александр Нугаев.
   О чем же была лекция? В первую очередь, это была попытка рассказать участникам мероприятия и зрителям (на официальных интернет-ресурсах библиотеки велась прямая трансляция), что такое настоящая, исконная лезгинская музыка.  Тем не менее, Сурия находила слова, очень точно и, вместе с тем, образно описывающие сам характер традиционной лезгинской музыки – суровый, гордый, строгий, который в корне отличается от того мягкого, обтекаемого, порой приторного звучания, что можно услышать на большинстве национальных свадеб и торжеств.
   Перед тем, как приступить к рассказу, Сурия призвала всех присутствующих в зале вспоминать старинные мотивы и напевы и вместе создавать новое на их основе.
«Если танец – это характер народа, то музыка – это душа народа», привела она слова мыслителя, который пытался дать определение этим сложным, многогранным явлениям нашей культуры.
Вопросы, которые поднимала Сурия в своем рассказе, без сомнения, задевали струны души каждого в зале:
   «Разве музыка, песня – это не то ценное, что передано нам предками, дедушками и бабушками, в наследство? Не виллы, яхты и дворцы, а свою душу…И когда к тебе приходит это осознание, песня твоего народа обретает уже совсем другие краски… Ты начинаешь думать, а как жили наши предки, как пришла к ним эта песня? Что они чувствовали в момент создания народной песни?..».
Подытоживая вступительную часть, Сурия отметила, что на примере лезгин ей хотелось бы поговорить, как важно сохранить свою культурную, музыкальную идентичность и донести ее до следующего поколения.  
   Первой песней, которую исполнила Сурия, стала «Даллай» на зажигательный мотив лезгинки, посвященная вечной теме любви – яркий пример того, что лирическое произведение тоже может звучать «по-горски».
Вслед за ней последовала демонстрация с помощью барабана «четких линий», из которых соткан рисунок исконной лезгинской музыки, от Мухамеднура Султанова: «В этих звуках барабана мы ищем отражение того, что окружало человека гор – воинственного, сильного, «все или ничего», «сейчас или никогда».
   Далее она попросила сыграть на гармони лезгинку прославленного лезгинского музыканта Расима Бакарова: «Бесспорно, лезгинка отражает характер Кавказа. Эти звуки гармони – как устойчивые, кристальные правила лезгинского народа».
   Вместе с тем, Сурия подчеркнула, что у лезгин есть разная музыка, и собственно «лезгинкой» она не ограничивается. Тем не менее, именно эти «четкие и строгие линии» служат ориентиром, указывающим на исконный характер лезгинской музыки.
   Следом была исполнена песня, которая, как отметила Сурия, отражает культурный ген лезгин – «Пейкер баха».
Вслед за прекрасной народной песней, которой подпевал практически весь зал, вновь последовал небольшой экскурс в теорию.
Раз за разом демонстрировалось на барабане и гармони отличие восточного ритма от кавказского.
   Для еще большей иллюстративности артисты даже сыграли в двух вариантах отрывок из известнейшей лезгинской песни «Кьурагь дагълар» («Курахские горы»), которая (пока) исполняется под восточный ритм. Громкими аплодисментами участники дали понять, что почувствовали разницу.
   Наряду с критической значимостью исполнения народной музыки в исконном стиле, Сурия подчеркнула особую важность профессиональных аранжировок с применением современного оборудования, без которых музыка не уйдет по-настоящему «в массы».
   Далее последовала песня «Билдир Беневша», а прекрасным и запоминающимся финалом песенной программы стало исполнение «Магьи Дилбер чан». Сурия охарактеризовала жанр этой грустной мелодичной песни как своеобразный народный плач, отражающий внутренний мир горянки, которая смиренно принимает свою судьбу, при этом оставаясь несломленной.
   Ритм концерта, до этого было ускорившийся в унисон стремительному бегу лезгинки, в этот момент как будто бы остановился отдохнуть и задумался о чем-то своем – при этом не теряя стати и внутренней силы.
Обычно в таких случаях говорят, что зал провожал артистов овациями. Но в этот раз зал не провожал, а удерживал их в своих объятьях, благодарил за ту энергетику и приобщение к истокам, которые подарил им этот замечательный новый коллектив во главе с Сурией.
   Остается пожелать Сурие, чтобы эта творческая энергия в ней никогда не иссякла, и чтобы все задуманное на пути к Возрождению народной Души воплотилось в жизнь.
 

Популяр макъалаяр

Лезгияр

  • Седакъет Керимова, Муьзеффер Меликмамедов
  • 27.01.2023

ЯРАН СУВАР

  • Седакъет Керимова
  • 14.03.2023