...Очень часто вспоминаю наш кусарский парк, парк моего детства. Его тенистые тропы, цветущие аллеи, музыку, доносящуюся сквозь шелест листвы высоких дубов. Парк – незаменимое место игр для детей, развлечений для молодежи, отдыха для стариков.
«Добро пожаловать!», – приветствует всех веселая, жизнерадостная женщина, и начинается волшебный вечер - время занимательных бесед, танцев, веселья и смеха.
Вспоминаю выступления ансамбля самодеятельности «Лезгинка» под руководством Гани Ганиева. Как зажигательно танцуют джигиты, как танцоры снимают папахи приветствуя зрителей... И по плечам многих из них рассыпаются косы. Да, в ансамбле танцуют и девушки!
Вспоминаю спортивные состязания, игры, в которых принимали участие и молодежь, и люди старшего возраста.
Почему именно эти картины всплывают в памяти? Потому что связаны они с Ксенией Григорьевной Ксендзовской, о которой мне хочется рассказать. Она была главным организатором большинства мероприятий. Эта удивительно общительная, обаятельная, энергичная женщина четверть века была директором районного Дома культуры. Благодаря ее усилиям кусарский парк стал излюбленным местом отдыха и развлечений. И слава ансамбля «Лезгинка» в свое время перешагнула за пределы района, и даже республики, не в последнюю очередь благодаря ей.
Ксению Григорьевну в Кусарах знали все от мала до велика. В народе ее любили и уважали. Она была родом из Украины. Семейное счастье нашла в Ленинграде. Только недолго длилось это счастье. Началась война. Ее муж Павел погиб при обороне Ленинграда. Ксения же с тремя детьми была эвакуирована из Ленинграда в Караганду. В 1945 году, после победы, она и трое изрядно ослабевших детей приехали в Кусары. Им нужны были солнце, витамины, покой. Небольшой, уютный городок, со всех сторон окруженный горами и лесом, понравился и ей, и детям. Так они и остались здесь, и совсем скоро сроднились с коренными кусарцами.
Все эти годы для нее были насыщены добрыми делами. Она без устали искала народные таланты, пестовала коллектив самодеятельных артистов. Ансамбль был ее любимым детищем. Но не только заботами о нем жила Ксения Григорьевна. Ее энергии, инициативности хватало на многое. Не бывало такой недели, чтобы в городе не проводилось какое-либо интересное мероприятие. Диспуты, беседы, дискуссии, которые она организовывала в Доме культуры, были посвящены самым злободневным темам. Летом в Кусарах по традиции проходил праздник песни, зимой — состязания лыжников, соревнования по скоростному спуску на коньках. И всегда заводилой всех игр, спортивных состязаний, танцев являлась Ксения Григорьевна.
«Откуда только берутся силы для всего этого – искать и находить таланты, направлять их, помогать им раскрыться?!», - восхищались ею местные.
Долгие годы она работала библиотекарем, но не прерывала связи с Домом культуры. Более 30 лет она была председателем женсовета города, избиралась депутатом городского Совета народных депутатов, являлась членом комиссии по делам несовершеннолетних...
Помню, как-то она сломала руку поскользнувшись на льду. Тогда я училась в Баку. Услышав об этом, я сразу приехала навестить ее. Какое-то время ей пришлось пролежать в больнице. Кто только не приходил тогда к ней: соседи, товарищи по работе, молодежь, знакомые и даже незнакомые люди, обычные кусарцы. Иногда в день ее навещали по 20-30 человек. Ну и сердились же за нарушение порядка врачи и медсестры, хотя и сами в ней души не чаяли.
Меня с этой удивительной женщиной связывали особые чувства. Впервые я с ней познакомилась в городской библиотеке, где она работала. Тогда я училась в 4-м классе. Увидев, с каким упоением я читаю книги, она стала мне незаменимой советчицей. Именно с ее именем связана моя любовь к книжному миру. Она была первым взрослым человеком, с которым я могла поделиться своими мыслями. Она с удовольствием уделяла мне внимание, специально для меня откладывала избранные книги. В старших классах я часто заглядывала к ней домой, чтобы послушать ее рассказы о жизни. Когда я поступила в университет, ее радости не было предела. Она пригласила меня в гости, а после угощения пирогом собственного приготовления, Ксения Григорьевна вручила мне новое платье и настояла на том, чтобы я его примерила. Это было безумно красивое белое платье с синим кантом. Растерявшись от такой красоты, я не могла найти подходящих слов чтобы ее отблагодарить. На мое замешательство она ответила так:
– Ты не представляешь, как я рада за твои успехи, кажется, даже больше, чем ты сама. Очень горжусь тобой!
С такой же любовью она относилась ко всем кусарцам. Поэтому ее гостеприимный дом, находившийся в самом центре города, всегда был центром притяжения. К ней обращались по разным вопросам люди разных возрастов, кто за советом, кто просто излить душу.
Как у нее все это получалось? Почему все к ней тянулись? Как в одном человеке могло быть столько талантов, и одновременно простоты и человечности?
Ксении Григорьевны уже давно нет в живых. Она дожила до преклонных лет, а после смерти была похоронена на кусарском кладбище. И если память о некоторых людях там же на кладбище и заканчивается, то память о людях с золотой душой, как у Ксении Григорьевны, живет веками.
Светлая память, наш родной человек!